Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ.)
Информационная безопасность
Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:
- компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного программного обеспечения, физические и другие воздействия;
- программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
- данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
- дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
- персонал, поддерживающий работу информационных систем.
Проект «Цифровая гигиена детей и подростков»: «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети!»
Интернет сейчас не только открывает новые возможности, но и таит в себе множество угроз, особенно для детей и подростков, которые все больше времени проводят в сети, не подозревая об опасности.
Дети стали чаще сталкиваться с мошенниками и угрозами в интернете. Соцсети переполнены контентом с использованием фейковой информации, ненормативной лексики и призывом к экстремизму. На иностранных платформах Instagram и Facebook (признаны экстремистскими и запрещены на территории России) или на площадке YouTube можно встретить видеоролики с элементами насилия и инструкции по изготовлению оружия, пропаганду наркотиков, алкоголя и суицида, что, несомненно, сказывается на психике ребенка.
Знает ли ваш ребенок, что использование VPN-сервисов для доступа к запрещенным в России соцсетям может быть небезопасным? Согласно данным экспертов, из-за работы таких сервисов гаджет может быстрее разряжаться. Кроме этого, ребенок или даже взрослый может стать жертвой мошенников, которые активно следят за пользователями, особенно неопытными, занимаются сбором персональных данных и потом продают их третьим лицам.
Родителям необходимо с самого детства фильтровать контент, который потребляет их ребенок , а также следить за приложениями, установленными на гаджетах. Для этого можно установить специальный детский аккаунт, который позволяет контролировать экранное время и блокировать нежелательный контент. Важно обсуждать с детьми, что они делают и чем делятся в сети.
При обнаружении разрушающего контента обращайтесь в электронную приемную Роскомнадзора. Пользуйтесь услугами «Цифропомощи»: эксперты центра оказывают поддержку молодым людям, которые столкнулись с проблемами в интернете. Это может быть потеря личных данных, кибербуллинг, распространение фейковой информации или цифровая зависимость.
Здесь собраны полезные материалы, которые советуем изучать вместе со своими детьми.
Детские безопасные сайты
- http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
- http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
- http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
- http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
- http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.
Родителям
- Создайте домашние правила посещения интернета при участии ребенка и требуйте их выполнения.
- Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов.
- Требуйте от ребенка соблюдение временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам этого хочется, а потому, что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
- Используйте специальные детские поисковые машины.
- Используйте специальные средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стардартному родительскому контролю.
- Не забывайте принимать непостредственное участие в жизни ребенка, беседовать о его друзьях в интернете.
- Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы ребенок не общался в приватном режиме.
Педагогам
Проблема информационной безопасности школьников в сети Интернет — одна из самых актуальных на современном этапе. Интернет уже с раннего возраста становится неотъемлемой частью жизни нового поколения. Дети, захваченные безграничными возможностями современных технологий, зачастую не могут разглядеть рисков и угроз Сети и в результате оказываются среди наиболее уязвимых ее пользователей. Они могут стать жертвой шантажа, вымогательства, манипулирования, оскорблений и нападок со стороны других, потенциальными потребителями негативного интернет-контента (экстремистских материалов различного характера, аддиктивного поведения и зависимостей).
Цели тематического урока:
- повышение уровня эрудированности школьников в области интернет-безопасности;
- развитие ключевых компетенций цифровой грамотности у школьников;
- воспитание сетевого этикета и навыков самоконтроля с целью обеспечения информационной безопасности;
- обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к данной проблеме.
Для достижения целей решаются следующие общие задачи тематического урока:
- ознакомить учеников с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет;
- помочь учащимся критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети Интернет;
- научить выявлению недостоверных или манипулятивных признаков информации на типичных примерах, распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью учащихся, попытки их вовлечения в противоправную деятельность;
- обучить избегать информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации учащихся; познакомить учащихся с нормами и правилами поведения в сети Интернет, основными технологиями противодействия недобросовестной информации.
Для разных уровней обучения — разные аспекты в рамках одной темы:
- Для обучающихся начальной школы рекомендуется рассмотреть основные аспекты осуществления деятельности в сети Интернет и меры защиты, с учетом отсутствия у многих детей в данном возрасте собственной электронной почты.
- Для обучающихся средней школы вопросы информационной безопасности могут быть расширены за счет изучения психологических и технических аспектов информационной безопасности, вопросов законодательства и ответственности, правил и условий получения, изготовления и распространения информации, получения знаний о мерах защиты, а также знаний источников и принципов работы сетевых рисков.
- Для обучающихся старшей школы вопросы информационной безопасности должны быть изучены в той мере, которая позволит самому ученику стать источником достоверной информации по вопросам информационной безопасности для своих ровесников и младших школьников.
Методические и справочные материалы
Интернет-ресурсы для педагогических работников
https://www.единыйурок.рф - ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ. Программа повышения квалификации
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета