МБОУ "СОШ №17"
город Воткинск, Удмуртская Республика

Информационная безопасность

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ.)

Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:

  1. компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного программного обеспечения, физические и другие воздействия;
  2. программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
  3. данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
  4. дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
  5. персонал, поддерживающий работу информационных систем.

Проект «Цифровая гигиена детей и подростков»: «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети!»

Проект «Цифровая гигиена детей и подростков»: «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети!»

Интернет сейчас не только открывает новые возможности, но и таит в себе множество угроз, особенно для детей и подростков, которые все больше времени проводят в сети, не подозревая об опасности.

Дети стали чаще сталкиваться с мошенниками и угрозами в интернете. Соцсети переполнены контентом с использованием фейковой информации, ненормативной лексики и призывом к экстремизму. На иностранных платформах Instagram и Facebook (признаны экстремистскими и запрещены на территории России) или на площадке YouTube можно встретить видеоролики с элементами насилия и инструкции по изготовлению оружия, пропаганду наркотиков, алкоголя и суицида, что, несомненно, сказывается на психике ребенка.

https://s3-cms.rsv.ru/330721961e7466d5f6c30943c08eaa8074d1cfc1fb9d3652ee65577e3416ceb0.jpeg

Знает ли ваш ребенок, что использование VPN-сервисов для доступа к запрещенным в России соцсетям может быть небезопасным? Согласно данным экспертов, из-за работы таких сервисов гаджет может быстрее разряжаться. Кроме этого, ребенок или даже взрослый может стать жертвой мошенников, которые активно следят за пользователями, особенно неопытными, занимаются сбором персональных данных и потом продают их третьим лицам.

Родителям необходимо с самого детства фильтровать контент, который потребляет их ребенок , а также следить за приложениями, установленными на гаджетах. Для этого можно установить специальный детский аккаунт, который позволяет контролировать экранное время и блокировать нежелательный контент. Важно обсуждать с детьми, что они делают и чем делятся в сети.

При обнаружении разрушающего контента обращайтесь в электронную приемную Роскомнадзора. Пользуйтесь услугами «Цифропомощи»: эксперты центра оказывают поддержку молодым людям, которые столкнулись с проблемами в интернете. Это может быть потеря личных данных, кибербуллинг, распространение фейковой информации или цифровая зависимость.

Здесь собраны полезные материалы, которые советуем изучать вместе со своими детьми.

Документы

Документы не выбраны

Детские безопасные сайты

  • http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
  • http://dotdeti.ru/  — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
  • http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
  • http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
  • http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.

Родителям

  • Создайте домашние правила посещения интернета при участии ребенка и требуйте их выполнения.
  • Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов.
  • Требуйте от ребенка соблюдение временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам этого хочется, а потому, что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
  • Используйте специальные детские поисковые машины.
  • Используйте специальные средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стардартному родительскому контролю.
  • Не забывайте принимать непостредственное участие в жизни ребенка, беседовать о его друзьях в интернете.
  • Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы ребенок не общался в приватном режиме.

Документы

Документы не выбраны

Педагогам

Проблема информационной безопасности школьников в сети Интернет — одна из самых актуальных на современном этапе. Интернет уже с раннего возраста становится неотъемлемой частью жизни нового поколения. Дети, захваченные безграничными возможностями современных технологий, зачастую не могут разглядеть рисков и угроз Сети и в результате оказываются среди наиболее уязвимых ее пользователей. Они могут стать жертвой шантажа, вымогательства, манипулирования, оскорблений и нападок со стороны других, потенциальными потребителями негативного интернет-контента (экстремистских материалов различного характера, аддиктивного поведения и зависимостей).

Цели тематического урока:

  • повышение уровня эрудированности школьников в области интернет-безопасности;
  • развитие ключевых компетенций цифровой грамотности у школьников;
  • воспитание сетевого этикета и навыков самоконтроля с целью обеспечения информационной безопасности;
  • обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к данной проблеме.

Для достижения целей решаются следующие общие задачи тематического урока:

  • ознакомить учеников с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет;
  • помочь учащимся критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети Интернет;
  • научить выявлению недостоверных или манипулятивных признаков информации на типичных примерах, распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью учащихся, попытки их вовлечения в противоправную деятельность;
  • обучить избегать информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации учащихся; познакомить учащихся с нормами и правилами поведения в сети Интернет, основными технологиями противодействия недобросовестной информации.

Для разных уровней обучения — разные аспекты в рамках одной темы:

  • Для обучающихся начальной школы рекомендуется рассмотреть основные аспекты осуществления деятельности в сети Интернет и меры защиты, с учетом отсутствия у многих детей в данном возрасте собственной электронной почты.
  • Для обучающихся средней школы вопросы информационной безопасности могут быть расширены за счет изучения психологических и технических аспектов информационной безопасности, вопросов законодательства и ответственности, правил и условий получения, изготовления и распространения информации, получения знаний о мерах защиты, а также знаний источников и принципов работы сетевых рисков.
  • Для обучающихся старшей школы вопросы информационной безопасности должны быть изучены в той мере, которая позволит самому ученику стать источником достоверной информации по вопросам информационной безопасности для своих ровесников и младших школьников. 

Методические и справочные материалы

Интернет-ресурсы для педагогических работников

https://www.единыйурок.рф - ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ. Программа повышения квалификации

Методические и справочные материалы

Международный проект «Название проекта»

  • 1 тезис о проекте
  • 2 тезис о проекте
  • 3 тезис о проекте

Дополнительные методические материалы

  • 1 материал
  • 2 материал
  • 3 материал

Памятки по безопасности 

Документы

Документы не выбраны

Поделиться страницей